Уданпай. Чжан Саньфэн.

Уданпай. Чжан Саньфэн.

Уданпай 武当派

  Уданшань ( 武当山, Wǔdāng Shān) — горный хребет в провинции Хубэй, высота 1612 м, Площадь 400 км². 

История

Ещё во время Восточной Династии Хань (25-220) гора стала пользоваться особым вниманием императора. Во время династии Тан (618—907) был открыт первый храм — Храм Пяти Драконов.
Значительное строительство было предпринято на горе в XV веке во времена правления династии Мин (1368г - 1644г), когда император Юнлэ (Чжу Ди) созвал 300 тысяч солдат и оборудовал гору, построив многочисленные храмовые комплексы. В горах Уданшань тогда было построено 9 храмов, 9 монастырей, 36 скитов и 72 кумирни, множество беседок, мостиков и многоярусных башен, образующих 33 архитектурных ансамбля. Строительство в горах продолжалось 12 лет с 1412 года. 
Император Юнлэ, насильственно свергший с трона племянника, не обладал правом наследования, и строительство было затеяно с целью умилостивить духов и получить поддержку народных масс, доказав свою избранность и поддержку высших сил, в частности хранителя Севера Сюань У, который обитал в горах Удан.  Несмотря на большой объём строительства, император Юнлэ так и не посетил храмового комплекса.
Комплекс сооружений охватывал главную вершину «Тяньчжуфэн» («Пик Небесного столба») и окружающие её 72 малых пика, сооружения тянутся на 80 км. Он стал храмовым комплексом императорской семьи. Аналогом «Запретного города» в Пекине. Говорили: «На севере — Цзыцзинчэн (императорский «Пурпурный запретный город» в Пекине), на юге — Цзыцзиньчэн» («Пурпурно-золотой город» в Уданшань).
Во времена династии Цинь финансирование уданских монастырей было прекращено, так как они считались фамильной кумирней династии Мин.
Во время Культурной революции в Китае (1966—1976) храмы были разрушены, но потом восстановлены, гора активно посещается туристами Китая и иностранцами.
В 1994 весь комплекс храмов и монастырей на горе получил статус Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Легенды

По одной из легенд Гуаньлин Инь Си ( 關令尹喜) или Гуань Инь-цзы (關尹子, Мудрец Инь с Заставы), кратко Инь Си, «начальник пограничной заставы», который встретил Лао цзы 老子, VI век до н. э.)  и попросил его написать Дао дэ цзин (道德经), в последствии стал его первым учеником и отправился искать подходящую гору для уединенной практики. Для этого он выбрал гору Удан, где и обрел бессмертие и встретился с Лао цзы.
Другая легенда связано с образом бога Сюань У(玄武 Темный воин, мистический воин).
 По преданию хранитель севера Сюань У обитает в горах Удан. В древности его изображали в виде черепахи и змеи. В китайской астрологии ему соответствует созвездие из семи звезд северной части неба.
В классическом рассказе «Путешествие на Запад» есть упоминание о том, что Сюань У был королём севера, которому служили два генерала: «Черепаший генерал» и «Змеиный генерал». У этого короля был храм в Уданшань.
Поскольку Север в соответствии с учением у-син связан с водой, то Сюань У считается одновременно повелителем воды.
В эпоху династии Сун иероглифический знак «Сюань» был запрещён в наименовании кого-либо, кроме императора, ибо входил в личное имя основателя сунской империи Чжао Сюань-лана, и, как следствие, в 1008 году повелителя Севера стали называть Чжэнь У, что означает «Истинный Воин».
Согласно одному из даос. преданий, Сюань У родился у жены князя страны Цзинлэго «Страна чистой радости», после того, как она во сне проглотила солнечный луч. Через 14 месяцев она родила мальчика, который не пожелал наследовать престол отца, а решил посвятить себя самосовершенствованию и служению Юй Ди, поклявшись искоренить на земле всю нечисть. После 42 лет отшельнической жизни на горе Уданшань он средь бела дня поднялся в небо. Юй Ди, прослышав о его воинственности и мужестве, поручил ему ведать Севером и искоренять всю нечисть в Поднебесной. С тех пор Сюань У помогает людям в праведных военных походах и в искоренении нечистых сил. 
Именно его выбрал император Юнлэ в качество своего основного покровителя. 
Так как Сюань У является покровителем воинов и правителем воды, он имеет духовную связь с боевыми искусствами с гор Удан.

Чжан Саньфэн (张三丰)

Личность Чжан Саньфэна окутана легендами. Принято считать, что Чжан Саньфэн родился в провинции Цзяньси на юго-востоке Китая в полночь 9 апреля 1247 года (этот день отмечается ныне как международный день тайцзи). Неизвестно сколько он прожил на самом деле. В трактате «Чжэнъи лу» («Собрание об удивительном») написано: «В конце годов под девизом Тяньшунь (1427-1464) он то скрывался, то появлялся. А потом поселился в горах на полгода, и никто не знает, как он закончил». Если верить этой информации, Чжан Саньфэн прожил около 200 лет и захватил времена правления трех династий — Сун (Song), Юань (Yuan) и Мин (Ming). Сведения о его жизни разрознены и противоречивы. В одних есть упоминания, что в юности он был правительственным чиновником, в других, что он учился боевым искусствам в Шаолине. Вся дальнейшая его жизнь была связана с постижением Дао и горами Удан. Он считается основателем школы Уданпай, в которой боевое искусство сочетается с практикой внутренней алхимии. Он создает 13 форму великого предела, которая становится основой для дальнейшего развития внутренних стилей ушу,  таких как тайцзицюань («Кулак Высшего предела»), багаучажан («Ладонь восьми триграмм»), синъицюань («Кулак формы и воли»). По одной из версий Чжан Саньфэн наблюдал за боем птицы и змеи, по другой, получил передачу знаний о 13 форме от бога Сюань У, по третьей, реализовав Дао,Чжан Саньфэн вложил в 13 форму ключ к его постижению и обретению бессмертия.  
В некоторых источниках под именем «Чжан Саньфэн» подразумеваются как минимум два персонажа: Чжан «Три пика» (張三峯) и Чжан «Три изобилия» (張三豐). Первый Чжан Саньфэн (1247-?) родился в  Ляодуне, и считается одним из самых знаменитых даосских магов средневековья.
Второй персонаж обычно почитается как патриарх нескольких даосских сект. Его мифологизированный образ и изображения ассоциировались с пожеланием богатства и изобилия (отсюда и имя этого персонажа — «Три изобилия»). Ему же и приписывается создание тайцзицюань 太极拳 — «Кулак Великого предела».
В любом случае, Чжан Саньфэн является воплощением даосского святого времен династии Мин. Его облик, поведение и жизнеописание служит этому примером.
Как рассказывает его биография, отличался он «необычным видом»: «Телом был огромен. Формой напоминал черепаху, спину же имел как у журавля. У него были огромные уши, круглые глаза, а усы и борода топорщились как трезубцы. От холода его защищала лишь монашеская ряса да накидка из травы», а жил он в соломенной хижине. Поступал Чжан Саньфэн также в соответствии с канонами «безумной мудрости»: «Бывало, целый шэнь зерна без остатка съедал, иногда несколько дней подряд ел, а бывало, несколько месяцев пищи не принимал… Далеко не путешествовал, но порой за день и тысячу ли проходил. Любил забавляться и шутить и не походил на других людей».
Несколько императоров династии Мин, в том числе Тайцзу (прав. 1328-1398) и Чанцзу (прав. 1402-1424) посылали особо уполномоченных чиновников на поиски Чжан Саньфэна, но безрезультатно. Уже позже император Иньцзун (прав. 1436-1464) присвоил ему почетный титул «Истинного человека, проникающего в мельчайшее и преображающего ясное». 
Стюарт Олсон попытался воссоздать его биографию, сведя воедино несколько источников, прежде всего изложение его жизни в «Истории династии Мин» («Мин ши»), а также ряд местных хроник. Следуя его реконструкции, жизнь Чжан Саньфэна протянулась через три династии Сун, Юань и Мин, так как он родился в 1247 г. и окончательно переселился в «дворец бессмертных» в 1417, то есть прожил 170 лет. Родился он в 1247 г. либо в северо-восточной части провинции Ляонин, либо в юго-восточной части провинции Цзянси в горах Лунхушань («Горы тигра и дракона») и при рождении ему было дано имя Цюаньи — «Целостное единое» (全一). В возрасте 9 лет он начинает изучать буддизм под руководством чаньского мастера Хайюня, и в этот период он используют для себя имена Цзюньши («Обитель благородного мужа» 君室) и Цзюньбао («Драгоценность благородного мужа» 君寶). В 1290 г в возрасте 43 лет он покидает свою семью и обосновывается в Ляонине для того, чтобы «пестовать Дао», при этом берет себя имя Юйсюй-цзы — «Мудрец нефритовой пустоты» (玉虛子), а через четыре года встречает мастера Сюань Ду, которые и проводит его посвящение в даосские монахи. В этот период Чжан Саньфэн берет себе новое посвятительное имя Чжан Тун — Чжан Всепроницающий 張通. В 1303, когда ему исполняется 56 лет, он имитируют свою смерть в монастыре Цзиньтайсы — «Золотой террасы», что в западной части провинции Шэньси, и вновь берет себе новое имя, что должно было символизировать его перерождение — Сюаньсюань («Сокровенное-сокровенное»). Само это имя было аллюзией фразы «Дао дэ цзина»: «Сокровенное и еще раз сокровенное — вот врата ко множеству потаённого».
Уже будучи глубоким старцем в возрасте 78 лет он встречается с бессмертным Лунхо — «Огненным драконом», обучается у него и вновь принимает новое имя Сюаньхуа — «Трансформация сокровенного», намекая на новое перерождение. Наконец в 1329 г., он переселяется в горы Уданшань, и именно в этот период по легенде и был им создан тайцзицюань. В 1338 г в возрасте 91 года он достигается состояния сяня — «бессмертного» и через год отправляется из гор Уданшань «странствовать с облаками» («юньлу» 雲路, дословно — «по облачной дороге»). В хрониках семья Цзян 姜 от 1379 г. сообщается, что Чжан Саньфэн живет в своем доме в провинции Сычуань — тогда ему должно было исполниться 132 года. В 1381 г. в отчете одного из даосских монахов сообщается, что Чжан Саньфэн продолжает бродить по провинциям Сычуань и Гуйчжоу, а в 1385 г. он, решив укрыться от настойчивых приглашений императора Тайцзу прибыть ко двору, вновь «путешествует с облаками», и в конце концов селиться в южной провинции Юньнань и живет там до 1399 г. под именем Цинсюй — «Чистая пустота» (清虛). В 1403 г. он встречается с принцем Цзюнем, а в 1410 г. В возрасте 163 лет вновь появляется на горе Лунхушань («Дракона и тигра») в горах Уданшань. Наконец в 1417 г. он окончательно «переселяется в обитель бессмертных». 
В названии школы Уданпай можно увидеть глубокий смысл. С одной стороны, оно указывает на место происхождения стиля даосского ушу в горах Удан (иероглиф пай (派) значит школа). С другой стороны, в самом названии Удан есть два иероглифа: «у» (武) обозначает оружие и все, что с ним связано (воин, война и т.д.), «дан» (当) обозначает звон металлического колокола. Металл в даосизме представляет силу сдерживания. В древние времена удары в металлический колокол означали прекращение военных действий. Таким образом, сочетание этих двух иероглифов (武当 Удан) указывают путь обретения силы для прекращения войн и разрешения конфликтов, путь доброты и сострадания.
Чжан Саньфэн.jpeg