Храм Нинчжэньгун

Первые упоминания о монастыре Нинчжэньгун относятся к 25 году нашей эры, временам династии Восточная Хань. Монастырь Нинчжэньгун расположен у подножия главной вершины Мишайлан знаменитой горы даосизма Коцаншань, где находится священный грот, служащий местом сакральной практики даосов более 2 тысяч лет.


По даосской легенде, этот грот является одним из десяти тоннелей, соединяющих земной и небесный миры. Уже в период династии Восточная Хань (25-220 гг. нашей эры) это место считалось идеальным для практики даосского самосовершенствования и называлось Обителью даосизма. Во времена расцвета даосизма при династиях Тан (619 – 907 гг.) и Сун (960-1279 гг.) Обитель даосизма на горе Коцаншань приобретает все большее влияние, привлекая многих известных людей, ищущих постижения Дао. В период своего правления в 1018 году император Чжэньцзун Чжаохэн в знак своего уважения жаловал монастырю статуэтку золотого дракона на плите из белого нефрита и даровал ему имя «Нинчжэньгун» («Храм средоточия истинной сущности»). В то время площадь земель монастыря, включая поля и лесные массивы, составляла около 5000 га. Однако в 1121 году, вследствие внешней агрессии и внутренней смуты, Нинчжэньгун был разрушен и вновь восстановлен в 1127 году императором Южно-Суньской династии Гаоцзуном Чжаогоу, который даровал ему название Обитель бессмертных «Сянь-цзюй». В годы Китайской Республики (с 1912 г.) и вплоть до первых лет существования Китайской Народной Республики (год образования 1949 г.) эта древняя обитель жила по своему естественному распорядку. Позднее, во время Культурной революции (1966-1976 гг.) монастырь Нинчжэньгун был разрушен. Его причислили к «четырём старым» (старая идеология, старая культура, старые нравы, старые обычаи), что привело к уничтожению буддийских и даосских статуй и прочих реликвий.

В апреле 2007 года при поддержке со стороны Управления по делам религий уезда Сянь-цзюй и Управления по делам религий города Тайчжоу даосский наставник Вэнь Сюаньчжэнь начал восстановление храмового комплекса Нинчжэньгун. Полагаясь на свои знания, интуицию и медитативные прозрения, он исследовал окрестные горы и нашел вход в священную даосскую пещеру и ряд священных реликвий. Среди находок была и уникальная статуэтка дракона, подаренная монастырю императором Чжэньцзуном Чжаохэном, которая сейчас стала визитной карточкой монастыря.

Статуэтка дракона


В течение многих лет собственными силами на пожертвования учеников и людей, которым он помог вернуть здоровье, наставник Вэнь Сюаньчжень отстраивал заново монастырь Нинчжэньгун.

И, хотя работа еще далеко не завершена, сейчас возведено главное здание вокруг древней пещеры, в котором расположены основные храмовые помещения и несколько жилых комнат для монахов и гостей, приезжающих сюда для лечения и изучения цигуна, ушу, внутренней алхимии, феншуй, и- цзина и других даосских практик.

Горная гряда, на которой расположился монастырь Нинчжэньгун, напоминает лежащего дракона, пьющего воду из озера. А пещера и строение основного храма находятся в самом его сердце, что считается очень благоприятным знаком с точки зрения учения китайской геомантии фэншуй.


Если посмотреть на центральный храм Ниньчжэнгун сверху, то можно заметить, что он имеет форму созве­здия Большой медведицы (по-китайски — Северный ковш, Бэй Доу). Для даосов Большая Медведица есть прежде всего центр вселенной, устанавливающий меру должного миропорядка и его гармонию как «ось всех творящих метаморфоз». Поэтому созвездие Северного ковша в даосизме рассматривается как наделенное мощнейшими энергиями, защищающими от демо­ни­ческих сил мрака и использование этого символа можно часто встретить в даосских практиках. Пять уровней храма Нинчжэньгун соответствуют пяти стихиям у-син: дереву, огню, земле, металлу и воде, что призвано гармонизировать окружающее пространство.

MIH_6376.JPG

Храм как бы вырастает из пещеры и украшает ее естественные природные очертания. Именно в ней оборудован центральный зал храма, где расположена статуя Гэ Сюаня - знаменитого даоса-алхимика династии Восточная У. Его внучатым племянником был Гэ Хун – автор знаменитого алхимического трактата Баопуцзы. Гэ Сюань считается легендарным патриархом, почитаемым многими даосскими традициями. Он основал традицию передачи алхимических текстов. По легендам, он обладал множеством сверхъестественных способностей. Он мог появляться одновременно в разных местах, мог перемещать предметы на большие расстояния, становиться невидимым или делать видимыми скрытые предметы (например, на вечере из ниоткуда появились чаши, которые сами наполнились вином), мог также парить над землёй. Когда Гэ Сюань устал от мирской жизни, он вызвал своего ученика Чжан Гуна, заявив что 11 августа в полдень он покинет мир, надел лучшую одежду и лёг на кровать. Чжан Гун заметил, что лицо его сохраняет цвет, но он не дышит. В течение трёх дней Чжан проводил ритуалы жизни после смерти. В полночь через три дня подул сильный ветер и загасил все свечи. Когда Чжан снова зажёг свечи, он обнаружил, что тела больше нет, а осталась одежда.

В этом зале также стоит алтарь, есть место для практических и теоретических занятий. На стенах пещеры можно еще заметить следы от приготовления древними даосами эликсира бессмертия. Небесный грот считается идеальным местом для практики даосского самосовершенствования, и здесь проходят основные службы и практики.

В соседнем зале расположены статуи Трех звезд (Сань син) – широко почитаемых в Китае даосских звездных божеств Фу, Лу и Шоу, символизирующих счастье, карьеру и здоровое долголетие. Рядом с ними статуя Цихан даожен – даосской богини сострадания, известной в буддизме как Гуанинь.

Над ними расположен зал Трех чистых (Сань цин) – это персонифицированные для нужд медитации и литургического символизма три аспекта Дао. Они выражают различные свойства космического процесса и символически представляются в виде Правителей небесных сфер (Сань тань): Юйцин (Нефритовая чистота), Шанцин (Высшая чистота) и Тайцин (Великая Чистота).

Над залом Трех чистых расположено хранилище для священных текстов и реликвий, которые выносят для показа в дни больших праздников. На нижних этажах храма оборудованы жилые помещения и чайный зал, где проходят встречи, беседы, лекции и, конечно, чаепития.

У подножья горы расположено старинное здание храма Лао цзы, которое сейчас находится в процессе реставрации. Перед ним площадка для занятий ушу и цигун. Здесь же находится небольшая гостиница для посетителей монастыря, кухня и столовая.

Рядом ведется строительство храма медицины. Вэнь Сюаньчжэнь стал крупным реформатором даосизма, открывая ранее закрытое учение даосской алхимии и внутреннего стиля уданского ушу миру. Считая даосские знания неотъемлемой частью мировой культуры, способной помочь обретению гармоничной жизни человека на Земле, Вэнь Сюаньчжэнь    является сторонником их распространения не только в Китае, но и за его пределами. По его замыслу Нинчжэньгун должен стать международным центром исследования даосизма, куда могут приезжать люди из разных стран для того, чтобы поправить здоровье и изучать даосские практики.

В статье использованы фото работы Михаила Ступина и из архивов школы.