Традиция

Школа Уданпай объединяет глубокую даосскую философию с практикой традиционного уданского ушу и цигуна, постижение которых позволяет обрести хорошее здоровье, душевное равновесие, укрепить силу духа и реализовать свой внутренний потенциал.



В нашей школе уданская линия ( 武当派) соединяется с  южной традицией киноварного треножника  (南宗丹鼎派), относящейся к даосской практике внутренней (нэй дань 内丹) и внешней (вэй дань 外丹) алхимии, и Лунмэнь Люйцзун (龙门律宗).

Школа Уданпай является официальным представителем даосского монастыря Нинчжэньгун 凝真宫(пр. Чжэцзян, Китай) в России и видит свою цель в сохранении и распространении древних даосских знаний, способствующих укреплению здоровья, долголетию и гармоничной жизни в согласии с природой.

Патриархом школы Уданпай в настоящее время является выдающийся даосский мастер Вэнь Сюань Чжэнь 闻玄真. Руководителем школы Уданпай в России является ученик Вэнь Сюань Чжэня в 17 поколении по линии Уданпай, в 13 поколении по линии Южного даосизма школы Наньцзун Дандинпай и в 24 поколении линии по линии Лунмэнь Люйцзун мастер Цуй У Сюй 崔悟虚 (Цуй Чэн Сюань, 崔诚玄)

Читать о школе Уданпай

Даосизм - одна из древнейших духовных традиций человечества, которая родилась в Китае около двух с половиной тысяч лет назад. В ее основе лежит подлинное уважение к природе и умение жить в согласии с ее естественными ритмами. Появление даосизма связано с китайским философом Лао-цзы 老子, автором знаменитого трактата Дао дэ цзин 道德经 , ставшим ядром учения о Дао. Термин Дао может быть осмыслен и переведен тысячей способов (Путь, Закон, Естественный порядок всех вещей и т.д.), но не один из них не передает всю глубину его значения. В первых же строках Дао дэ цзина Лао-цзы пишет: «Дао, о котором я говорю, – не выразить словами; Имя, которое я называю, не передаст всей полноты». Дао нельзя описать, но можно пережить.

Поэтому глубокая философия сочетается в даосизме с набором практических инструментов, позволяющих всем своим существом постигать космические законы движения единой энергии ци как двух сил инь и ян, пяти элементов у-син и восьми триграмм ба-гуа. Благодаря искусному сочетанию движений тела, дыхательных упражнений и различных методов работы с сознанием, даосы обретали способность накапливать, регулировать и трансформировать внутреннюю энергию.

Для этого использовалось множество путей: внешняя и внутренняя алхимия, медицина, каллиграфия, живопись, предсказание. Все они были связаны друг с другом общими принципами. Но, пожалуй, одной из наиболее таинственных жемчужин даосизма стали так называемые внутренние школы боевых искусств, среди которых особое место занимает та, что появилась в горах Удан. Здесь произошло сплавление даосских знаний с навыками ушу, посредством освоения которого человек мог достичь единства с Дао. Это требовало от него искренней самоотдачи, высоких этических качеств и глубочайшего уважения ко всему живому. Ведь благодаря практике уданского ушу человек получал доступ к огромной силе, которая должна была быть использована только во благо. Эти знания хранили под строжайшим секретом и передавали через поколения лично от учителя к ученику, между которыми устанавливалась очень тесная, практически родственная связь.Поэтому внутренние стили ушу часто называют семейными. Без понимая связи с даосизмом невозможно понять истинную суть ушу. Ведь целью даосского ушу является не простое умение хорошо драться и владеть оружием, но развитие в себе благой силы Дэ 德 и соединение с Дао.

В процессе практики под руководством учителя ученик постепенно обретал физическое здоровье, очищал свое сердце и укреплял дух, что давало ему возможность найти себя и свой Путь в мире, поддерживая в нем равновесие и гармонию. К передаче этих знаний всегда относились ответственно, потому что существовала опасность подделок, только внешне имитирующих истинные школы ушу. Это позволило сохранить древние школы традиционного ушу до наших дней, хотя, как и ранее, найти подлинного учителя  и истинную традицию очень сложно, и это является большой удачей. Одной из таких настоящих школ, дошедших до наших дней, является школа Уданпай, которая чудесным образом оказалась в России и развивается здесь благодаря своему руководителю мастеру Цую У Сюю и его ученикам. 

В названии школы Уданпай можно увидеть глубокий смысл. С одной стороны, оно указывает на прямое продолжение традиции даосского ушу и цигуна из уданских гор, с которой школу связывает непрерывная линия преемственности (иероглиф пай (派) значит школа). С другой стороны, в самом названии Удан есть два иероглифа: «у» (武) обозначает оружие и все, что с ним связано (воин, война и т.д.), «дан» (当) обозначает звон металлического колокола. Металл в даосизме представляет силу сдерживания. В древние времена удары в металлический колокол означали прекращение военных действий. Таким образом, сочетание этих двух иероглифов (武当 Удан) указывают путь обретения силы для прекращения войн и разрешения конфликтов, путь доброты и сострадания. В нашей школе Уданская линия соединяется с еще более древней южной традицией киноварного треножника (南宗丹鼎派), которая представляет даосскую практику внутренней и внешней алхимии. Она является наиболее загадочной частью даосского учения, позволяющей пережить глубокую физическую и духовную трансформацию и обрести единство с Дао.

Что и как мы изучаем

В нашей школе мы придерживаемся традиционной системы обучения, в которой передача знания происходит непосредственно от учителя  к ученику. Это касается не только и не столько обучения техническим приемам, сколько постижения внутреннего духа практики через отношения учитель-ученик (подробнее Учитель в традиционной системе обучения), наполненного глубоким доверием, искренним уважением и духовной близостью. Следуя законам природы, даосы видят каждого человека неповторимым, в процессе обучения к каждому человеку формируется индивидуальный подход, позволяющий раскрыть уникальный внутренний потенциал.

MIH_3445.JPG

Роль учителя в традиционном даосском обучении очень велика и отличается от привычной роли учителя в школе или инструктора в спортивном зале. Для его обозначения мы употребляем китайское слово Шифу (Shifu, 师 父), которое может быть переведено с китайского одновременно как учитель и отец. Роль Шифу заключается в том, чтобы передать истинный дух традиции, отношение к жизни, которое соответствует принципам Дао. Знания предлагаются ученикам не в виде готовых ответов о том, как правильно жить и думать, а в виде опыта, который они постигают в процессе совместной практики и общения. Постигающий Дао не рассуждает о жизни, а ее проживает. Он как бы впитывает знания, которые невозможно выразить словами.

Главная задача Шифу – передача традиции. Он не обязательно является идеалом добродетели везде и во всем. Шифу остается живым человеком, ищущим, допускающим ошибки и находящим свои собственные ответы на жизненные вопросы. Его особенностями являются искренность, естественность, способность учиться, меняться и быть открытым всем сторонам жизни. Но самое главное, он способен помочь ученику непосредственно пережить сокровенную природу Дао. Шифу может «открыть дверь» в мир Дао, но ученик должен сам идти по Пути и находить свои «сокровища». Даосы говорят: «Учитель показал один шаг, еще 9 ученик должен сделать сам». Это определяет не слепое подражание в практике, но подлинный поиск себя. Истинного Шифу отличает глубокое уважение к своему собственному учителю и всем учителям линии преемственности. Он стремится передать знания и относится к этому очень ответственно. Его доброта ненарочита, и зачастую не похожа на доброту. Его мудрость проста, и зачастую не похожа на мудрость. Для обучения он может использовать различные методы и приемы, но зачастую сам факт его присутствия помогает пережить Дао.

В процессе обретения мастерства (гунфу) ученик проходит через различные кризисы. Именно глубокое доверие и связь с учителем помогают ему преодолеть их и не сбиться с Пути.

MIH_6551.JPG

Наша школа имеет традиционную структуру и в ней выделяются два вида учеников: «ученики внутренних покоев» (нэйши дицзы), или «личные ученики», и «ученики внешних покоев». Личные ученики особенно близки к учителю, они получают передачу традиции и берут на себя ответственность за ее продолжение. Для этого они проходят специальный ритуал даосского посвящения, получают имя и место в линии преемственности. Таким образом они принимают решение посвятить свою жизнь развитию школы и ставить интересы школы выше своих личных. 

Личный ученик принимает на себя ответственность за материальное, социальное и духовное благополучие школы. Объем ответственности определяется совместно с шифу и соответствует способностям и возможностям ученика. Практика личного ученичества приводит не только к освоению внешних форм, но, в первую очередь, к глубокой внутренней трансформации личности, позволяющей вместить в себя дух традиции. Именно поэтому отношения с шифу строятся на основании глубокого доверия, для каждого личного ученика вырабатывается индивидуальный план занятий, которого ученик должен четко придерживаться. Оставаясь в отношениях личного ученичества с шифу, он не может без его ведома и рекомендации проходить обучение в других школах. У каждого ученика есть своя роль и место в школе, которая соответствует его способностям и личным качествам. В том случае если личный ученик берет на себя ответственность за обучение преподавателей школы, он должен служить для них примером соблюдения этических принципов школы, хорошо владеть теоретическим и практическим материалом и обладать достаточными для преподавания педагогическими навыками. Если человек хочет закончить практику личного ученичества, он должен это сделать через личную встречу с шифу, объяснив с чем связано его желание уйти из обучения. После этого он может снять с себя обязанности в школе и отказаться от возможностей личного ученичества. После этого его имя удаляется из линии преемственности, он теряет право обучения и передачи традиции.   

Преподавателем в нашей школе может стать ученик, обладающий желанием более глубоко погрузиться в изучение даосской практики и обучать ей людей в профессиональных и личных целях. Для этого он должен принять на себя ответственность за строгое соблюдение этических принципов школы Уданпай, продемонстрировать достаточный уровень знаний, навыков и личных качеств для работы с людьми, находиться в постоянном обучающем контакте с одним из личных учеников и как минимум один раз в году принимать участие в большом мероприятии школы под руководством шифу. Заявку на получение права преподавания можно подать не менее, чем через два года регулярной практики (в группах, индивидуальных занятиях, посещении больших семинаров школы). Преподаватель школы Уданпай может обучаться в других школах и обучать другим методам, но не должен смешивать практику школы Уданпай с другими практиками и честно указывать ее источник. Объем материальной и другой поддержки школы устанавливается индивидуально в соответствии с материальным и социальным положением преподавателя. Если преподаватель решает уйти из школы, он волен это сделать, но больше не имеет права использовать имя школы и методы школы для своей практики преподавания. 

В статье использованы фотоматериалы  Михаила Ступина и из архивов школы.