Пятый патриарх Южной линии даосизма Бай Юйчань 白玉蟾

Пятый патриарх Южной линии даосизма Бай Юйчань 白玉蟾

Пятый патриарх Южной лини даосизма Бай Юйчань 白玉蟾 (настоящее имя Гэ Чангэн 葛长庚) Бай Юйчань 白玉蟾 является ключевой фигурой даосизма и внутренней алхимии периода династии Южная Сун. По современным источникам он был сыном в известном клане Гэ из Фучжоу(Фуцзянь). Его жизнеописания утверждают, что он родился в Цюнчжоу (Хайнань), его дедушка был там назначен управляющим Школ классического обучения. Эти же источники утверждают, что когда его отец умер Бай Юйчань был совсем маленьким, его мать вышла замуж за человека с фамилией Бай из Лэйчжоу(Гуандун). В последствии Бай Юйчань взял себя фамилию Бай, а имя Юйчань(нефритовая жаба). В детстве был очень умным, хорошо изучил девятикнижие, умел сочинять стихи, владел живописью и каллиграфией, сдал императорские экзамены для детей до 10 лет. Но несмотря на невероятную одаренность, Бай Юйчань предпочел путь духовного развития классическому образованию и карьере чиновника. Он оставил мир, чтобы следовать истинному учению Дао и в 1205 году стал учеником четвертого патриарха Южной линии Чэнь Наня 陳楠. Повсеместно следовал за ним и служил ему в течении 9 лет. На пятый год девиза правления Цзядин, перед тем, как Чэнь Нань ушел в сокрытие в 1213 году, Бай Юйчань получил от него передачу метода внутреннего эликсира школы Чжана Бодуаня и громовые методы Синь Тяньцзюня. Эти практики стали основой того, чему Бай Юйчань обучал своих учеников и последователей. С 1213 по 1215 годы Бай Юйчань жил как странствующий практик, путешествуя на восточном побережье Китая от Лэйчжоу к Чжанчжоу, Цюаньчжоу и Фучжоу, которые сейчас располагаются в провинции Фуцзянь. Он распространял даосские трактаты и проводил ритуалы для некоторых заинтересованных людей из элиты общества. Уйдя вглубь страны, в конце 1215 года он поселился в горах Уишань провинции Фуцзянь. Там он впечатлил местного поэта Чжань Янфу и бывшего Чжэцзянского ученого Су Сэня, своей образованностью, каллиграфией и живописью, чем приобрел их искреннее расположение и покровительство. В течении следующих семи лет Бай Юйчань был очень активен, обучал алхимии, проводил и обучал ритуалам и писал трактаты. В течении этого времени он часто посещал даосские центры Фуцзяни, Цзянси, Чжэцзяни, но конкретно мало что известно о его деятельности после 1222 года. Считается, что он развивал внутри Южной линии направление Шэньсяопай, которое включало ритуальные практики и громовые методы . Также толковал тексты внутренней алхимии. Ему также приписывают авторство жизнеописаний традиции Цзинминдао связанной с Сюй Сюнем, главным храмом традиции Чжэнъи в горах Лунху и главным даосским храмом в горах Уи. Несколько текстов за авторством Бай Юйчаня были написаны с 1227 по 1229 годы, что позволяет предполагать, что он был активен и в это время. Два главных ученика Бай Юйчаня Пэн Сы и Лю Юаньчан издали трактат о учении Бай Юйчаня в 1237 году. В последствии трактаты, написанные Бай Юйчанем и его учениками высоко ценились и служили источником знаний и мудрости для многих поколений последователей даосизма. Помимо обучения около десятка учеников в период с 1215 по 1222 год, Бай Юйчань также отдельно обучал других людей, жаждущий узнать учение алхимии Чжана Бодуаня и громовые методы школы Шэньсяопай. Бай Юйчань завершил оформление структуры учения Южной школы даосизма и прекратил традицию передавать линию лишь одному ученику. В результате он оставил много последователей, среди которых были такие выдающиеся ученикии как: Лю Юаньчан, Пэн Сы, Чэнь Шоумо, Чжан Цзижуй. Трактаты 玉隆集 上清集 武夷集 海瓊白真人語錄 道德寶章 海瓊詞 海瓊問道集