Учитель в традиционной системе обучения

Учитель в традиционной системе обучения

Источник: https://mp.weixin.qq.com/s/sHEUpHnB3kSDJdKYmDlEeA

Учитель в традиционной системе обучения.

Как говорится в одной пословице, заслуга на все времена – помнить мгновения, проведенные с учителем. Это глубокая и сокровенная истина.

Подлинно познающий традицию со временем обязательно встретит своего шифу. Когда созревают условия для благодатной встречи учителя и ученика, сердце последнего непременно чудесным образом отзовется. Сложно описать, что он почувствует, грусть ли, радость ли, растрогается или испытает облегчение. Чаще это учитель ищет ученика, порою даже кажется, что тот появляется неожиданно, но сердце наставника неизменно дает верный ответ. Только учитель может с первого взгляда разглядеть своего ученика.

Для обучения наставник может использовать необычные способы, сделав так, например, что ученик сам явится к мастеру. Следующие же два-три года обучения могут оказаться довольно сложными.

Если ты встретил подлинного учителя, возможно, он будет ругать тебя, помыкать тобою, игнорировать тебя или превозносить, души в тебе не чаять или не замечать вовсе. Ты постоянно будешь испытывать смену горячей привязанности ледяным отчуждением, будешь пребывать в замешательстве, возносясь до вершины и падая в пропасть, не находя ответа ни на земле, ни на небе. А все потому, что, если тебя не ударить - ты не пробудишься, не отстраняться от тебя - не успокоишься, избавлять от страданий - не достигнешь понимания, не ломать тебя - не станешь гибким, не терзать тебя – не остановишься, не давить на тебя – не достигнешь смирения… Поистине, в неразделимости любви и ненависти пройдешь множество испытаний. А затем ты постоянно будешь стремиться уйти от учителя, но раз за разом смиренно возвращаться. Ибо если ты узнал источник своей сущности, покинуть учителя станет невозможно, ты положишься на него всем своим сердцем. Но если будешь торопиться познать учение, мастер обязательно преподаст тебе хороший урок.

Шифу подобен бушующему пламени: слишком приблизишься - спалит дотла, слишком отдалишься – замерзнешь насмерть. Очень трудно держаться на нужном расстоянии.
Что бы ни предпринимал учитель, он помогает ученику достичь пути недеяния. Постоянно пытаясь проявить себя, ученик неизменно терпит неудачу, учитель же совершенно на это не реагирует. Ничего не остается ученику, как только смиряясь, преклониться перед наставником.

Найти учителя – это как найти настоящую любовь, хоть это и не похоже на любовь мужчины к женщине. Ты можешь заметить, что стремишься чаще видеться с ним и радуешься, когда о нем вспоминаешь, но эти чувства сложно выразить словами. Однако если ваши отношения больше похожи на обычную мирскую привязанность, это не позволит тебе воспринять учение, нисходящее по линии преемственности. Иногда, увидев шифу, ты ощутишь странное волнение. Смотришься в учителя как в незамутненное зеркало, а его чистота, умение чувствовать и мудрость позволяют ученику самому преодолеть серьезные препятствия на пути духовной практики.

В присутствии учителя ученик совершенно не находит себе места, ему так много хочется сказать, но он робеет и слово произнести. В этом смятении он постепенно закаляется, затем сглаживаются и преодолеваются присущие ученику заблуждения и несовершенства. Только после этого в сердце ученика воцаряется абсолютное доверие и он может полностью опереться на учителя. Именно в этот момент между учителем и учеником устанавливаются отношения, в которых возможна передача традиции. Только тогда ты почувствуешь и постигнешь, как много сострадания в беспечной болтовне и шутках учителя. Ты поймешь, сколько бедствий и невзгод вынес наставник, распространяя учение. Ты увидишь, что его миска полна не только едой, чашка – не только чаем и услышишь слезы в его смехе.

Тяжело быть учеником, но учителем быть еще труднее. Мастер большой добродетели взращивает нашу мудрость, он помогает нам прозреть ясный свет истины и обрести великую благодать, преодолевающую пределы рождения и смерти.
Благодеяния учителя как бескрайнее море, хоть на кусочки разбейся, все равно не сможешь воздать ему за всю его доброту.

Если бы не сострадание учителя, ученик так и скитался бы по перекресткам судьбы, не найдя нужной тропинки. Целой жизни не хватит ученику, чтобы отплатить учителю за всю его доброту.

Непрестанное руководство наставника приведет к тому, что взгляд твой постепенно смягчится, ты научишься безошибочно узнавать сильные стороны и достоинства других людей. Все более добросердечной станет твоя речь, ты все больше будешь бояться ранить их чувства. Твое сердце начнет умиротворяться, и даже по отношению к самым жестоким твоим обидчикам сможешь почувствовать бесконечное сострадание, понимая истинные мотивы их поступков.

Порою в тишине ты вспомнишь время, проведенное с учителем, каждое его слово и каждый поступок, вспомнишь все его жесты, звук голоса и выражение лица, чистоту его помыслов и вдохновенный облик. Временами учитель был бесхитростен как ребенок, а иногда милосерден, как сам бодхисаттва, порою исполнен достоинства, как благородный муж, а мог окутать теплом, как весенний ветер. Его природное обаяние чувствовалось в любых ситуациях.

Точнее всего сравнить шифу с магнитом, а ученика – с необработанным металлом. Так крепко он притягивается к учителю, что расцепить невозможно. Всем своим существом тебя потянет к учителю, всего себя ты отдашь ему в руки. Чистотой своих намерений ты всецело вверишься наставнику.

Словно свет, доброта постепенно проникнет в твое сердце, делая его открытым и принимающим, мягким и милосердным, спокойным и безмятежным, чувствующим и мудрым, кротким и невозмутимым. Любят ли тебя, как родного, или яростно атакуют, для тебя это станет одинаково подобно благодатному дождю небесной милости. Долгое время очищая сердце, ты позволишь прорасти в нем тем качествам, которые сделают тебя удивительно похожим на своего учителя.

Единственная цель познавшего истину – неизменно служить благу всех живых существ, помогая устранить боль и страдания, чтобы ясный свет их истинной природы лился свободно и естественно.

Постепенно ты заметишь, что твое сердце открывается все шире, вмещает в себя все больше, ты становишься мягким и гибким, многое становится тебе по силам и ты возвращаешься к своей подлинной сущности. Передача учения происходит вне слов, от сердца к сердцу. Как на Будду смотрит ученик на учителя, а тот использует для совершенствования ученика искусные методы, берущие начало в безмерной доброте и мудрости.

В доверительной близости ты получил передачу учения, живого и полнокровного, с помощью которого взращиваешь дэ и обретаешь свою судьбу. Сколько бы ни было в этой жизни несовершенств и изъянов, для каждого из них найдется подходящий способ в даосской традиции.

Не таись перед своим учителем, но полностью откройся ему. Сколько бы слабостей ты ни скрывал, пожалуйста, доверься наставнику, и он исцелит тебя своим безграничным состраданием. Чему ты больше всего противишься, тем небо и станет тебя испытывать. Побудить тебя оставить привязанности – суть буддийского сострадания и дарованной тебе благодати небес.

Сразу видно, постиг ли ты истину, добился ли успеха в практике. Слабого ты станешь поддерживать, а оступившемуся протянешь руку и поможешь крепко стать на ноги.